Сервер в кармане, или просто о сложном!

главная - Контакты - Сертификаты и дипломы - Построение Call-центров на базе Asterisk

Построение Call-центров на базе Asterisk

Построение Call-центров на базе AsteriskКурс обучения прошел в НОУ ИПАП (Санкт-Петербург) в 2010 году.

Сначала кратко о курсе:

Мы должны были изучить установку Asterisk, основы dial-плана, функции автосекретаря (IVR), запись и прослушивание разговоров, интеграцию Asterisk с ТФОП и VoIP-провайдерами, конфигурировать платы потока и т.д.

В общем и целом цель курса была достигнута. Недоволен остался сбитым графиком обучения (много занятий переносились в день самих занятий). Аудитория в смысле оборудования не идеальна. Преподаватель Евгений Рудинский, практик.

Вообще моя цель была оценить потенциал Asterisk как "супер-пупер" недорогой альтернативе АТС других вендоров, таких, как Panasonic, Avaya и др. В частности хотелось оценить возможные плюсы/минусы от использования VoIP в небольшой компании (20-100 телефонов).

Преимущества Asterisk

На мой взгяд, у Asterisk есть два плюса, которые в каждом конкретном случае могут быть существенными, а могут и не влиять ни на что.

1. Бесплатность самой прграммы

Как и все в мире OpenSource, основа бесплатна. Для Asterisk это означает, что вы можете выбрать вариант дистрибутива, установить его, настроить (без дополнительного оборудования вы сможете создать АТС для IP-телефонов, не более того. Но для некторых этого уже может хватить) и использовать.

2. Интеграция функций Asterisk и возможностей операционной системы Linux

Не все это учитываю сразу, он на это был сделан некий акцент на курсах. Например, мы попробовали сделать лабораторную работу, в которой при звонке на определенный номер парсится веб-страница, на ней ищется информация о пробках в столице и вам в трубку произносится фраза типа "в Москве пробки <цифра> баллов". С одной стороны, это показалось мне развлечением, но если вы хотите сделать необычный сервис, Asterisk поможет вам сделать то, что другие АТС, возможно, не смогут в принципе. Парсинг веб-страницы в нашей лабе производился не силами программы Asterisk, а обычной консольной командой Linux, результат выполнения которой передавался в Asterisk.

3. Отсутствие ограничений на количество обслуживаемых клиентов, будь то VoIP-теелфоны или аналоговые линии. Т.е. вы приобретаете не "до 64 аналоговых абонентов", а сколько вам угодно (см. также раздел минусов :)).

4. Все больше можно найти специалистов, которые могут оказывать платную поддержку Asterisk, предлагают готовые конфигурации и пр. Asterisk стабильно набирает обороты, правда пока ему еще далеко до привычных нашему слуху брендовых АТС.

Естественно, можно найти и другие плюсы, но на мой взгляд, надо сказать и о существенных минусах.

Минусы Asterisk

1. Первым и на мой взгляд, самым существенным минусом является стоимость дополнительного оборудования для Asterisk. Например, плата потока E1 (1 поток) стоит 15000 р. Банк аналоговых каналов - от 30000 до ХХХ рублей. VoIP-телефоны (из тех, что хоть как-то поприличней) от 4000 рублей. Т.е. если вы хотите для офиса в 50 сотрудников установить АТС "без наворотов" типа IVR, мощной системы записи/прослушивания и т.п., у вас будут затраты сравнимые с установкой Panasonic или др. АТС и аналоговых телефонов, которые меньше глючат, дешевле стоят и пр.

2. Из-за того, что система Asterisk устанавливается на Linux-сервер, у вас появляется дополнительная точка отказа - зависания, сбои самой Linux. Да, это тоже бывает :)

3. Очень много зависит от выбора оборудования для АТС на базе Asterisk. Можно купить Sangoma, Digium, Audiocodes и других производителей. Но вот как это оборудование поведет себя с конкретной версией Asterisk, как оно будет взаимодействовать с другим оборудованием на этом же сервере - заранее неизвестно. Известно, что при использовании оборудования Digium (официальный производитель оборудования для Asterisk) проблем болжно быть минимум. А дальше, чем нетривиальнее задача, тем больших размеров бубен вам будет нужен. Не факт, но если уж будет нужен... Оборудование Digium, естественно, самое дорогое.

Заключение

Во-первых, скажу сразу, я доволен результатом обучения на курсе "Построение Call центров на базе Asterisk". Мой кругозор расширился, я попробовал своими руками, что классический термин "офисная АТС" теперь может означать практически все, что угодно. Вплоть до модели "все-в-одном" - интернет-шлюз, почтовый сервер, мини-АТС. Набор для малого офиса неплохой! Учитывая, что все это в одном корпусе, при малом количестве телефонов еще и не дорого, а обслуживать это сможет один человек (даже удаленно).

Для более крупных компаний (или для тех, кто предъявляет повышенные требования к качеству услуг), IP-телефонии может не хватить, а подключение Asterisk к ТФОП в итоге может стоить недешево.

Опять, как и почти везде, где используется OpenSource, если есть "классный малый", отлично знающий тему, Asterisk может сохранить инвестиции, но я не знаю крупных провайдеров, которые рекомендовали бы своим клиентам ставить Asterisk, а не брендовые АТС. Могу ошибаться, это мой опыт, не более того. Примерно такая же ситуация с выбором контроллера домена Windows 2008 против Samba, или Kerio Connect против Dovecot и Postfix. Продолжать можно долго...

Есть хороший алгоритм "БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО, НЕДОРОГО - выберите любые два на ваш вкус".

Желаю удачи!